- strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/a/axaxaxix/krolovahata.ru/public_html/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
- strict warning: Declaration of views_handler_argument_many_to_one::init() should be compatible with views_handler_argument::init(&$view, $options) in /home/a/axaxaxix/krolovahata.ru/public_html/modules/views/handlers/views_handler_argument_many_to_one.inc on line 0.
Адмирал Илларион Афанасьевич Повалишин
Весной 2004 года во время раскопок на месте бывшей церкви в д. Янковичи обнаружили склеп с фрагментами захоронения. Это была могила адмирала. Подтверждением явились куски разбитой беломраморной плиты, на которой удалось разобрать надпись: "В надежде воскресения здесь предано земли бренное тело вице-адмирала и кавалера Святыя Анны перваго класса, великомученника и победоносца Георгия втораго класса милостью Божия раб Повалишин Илларион Афанасьевич. Родился в 1739 году 13 октября, скончался от Рождения на 60-м году, 1799-го года, 7 апреля в 5-м часу, погребен того же года 10-го апреля".
Из биографии:
Родился 13 октября 1739 года в семье дворянина Рязанской губернии. Обучался в Морском кадетском корпусе (Санкт Петербург) затем в Морской академии. В 1755 г. И. А. Повалишин впервые выходит в море на боевом корабле. К 1757 г. Его производят в гардемарины, а еще через 2 года он получает свой первый офицерский чин – мичман и капитанский мостик грузового корабля. В 1764 г. Иллариона производят в лейтенанты и назначают командиром на вновь построенный боевой фрегат "Гремящий", на котором он совершил переход из Архангельска в Кронштадт. Служба на кораблях Балтийского флота проходила успешно, и в 1770 году он получил очередное звание - капитан-лейтенант. На следующий год Повалишин на корабле "Чесма" совершил поход в Белое море, а в 1772 году ему доверили перегнать из Архангельска в Ревель новый корабль "Дерис".
Став командиром фрегата "Св. Павел", Повалишин ушел на нем в 1773 году в Средиземное море в эскадру контр-адмирала С. К. Грейга. К основным событиям этой кампании - Хиосскому и Чесменскому сражениям, которые произошли в конце июня 1770 года, Повалишин не успел, и в боевых действиях на этот раз ему участвовать не довелось. Вскоре был подписан мир с Турцией, и "Св. Павел" в составе последнего отряда русских кораблей в 1775 году вернулся из Средиземного моря в Кронштадт. В конце 1770-х годов Илларион Афанасьевич служил в Санкт-Петербургской адмиралтейской конторе. Тем не менее, чины ему присваивали: в 1777 году он стал капитаном 2 ранга, а в 1779 году - капитаном 1 ранга.
В летних кампаниях он командовал кораблями "Ингерманланд" и "Память Евстафия" в плаваниях по Балтийскому, Северному и Средиземному морям. В 1783 году Повалишин привел из Архангельска в Кронштадт два корабля и два фрегата. Переход проходил в суровых погодных условиях, но закончился благополучно. В январе 1784 года Иллариона Афанасьевича произвели в контр-адмиралы.
С 1786 года Повалишин командовал эскадрой на Балтике. Как опытного командира весной 1788 года его посылают в Архангельск за новыми кораблями. На обратном пути у Карлскроны они присоединились к эскадре вице-адмирала В. Фондезина, которого вскоре сняли с должности. По прибытии в Копенгаген Повалишин вступил в командование эскадрой. Тогда-то за 18 проведенных кампаний он удостоился ордена Св. Георгия 4-го класса.
Надо отметить, что по вине Фондезина эскадра оказалась в трудном положении. Корабли ее были разбросаны по рейду и вмерзли в лед. Еще в январе 1779 года Илларион Афанасьевич просил заменить его более опытным моряком. Тем не менее, он принял все меры для спасения судов. Для защиты корпусов ото льда делали дополнительную обшивку. Корабль "Пантелеймон" вывели в безопасное место по прорубленному во льду каналу. Удалось справиться и с попыткой шведов сжечь корабли эскадры (шла Русско-шведская война 1788-1790 гг.). Подкупленный шведами шкипер купеческого судна, которое стояло в порту, должен был зажечь свое судно, чтобы ветром пламя перебросило на нашу эскадру. Однако его замысел был вовремя раскрыт, судно арестовано, а корабельщик посажен в тюрьму.
К весне контр-адмирал освоился со своей должностью и успешно готовил эскадру к новой кампании. Но 30 апреля его сменил в Копенгагене вице-адмирал Т. Г. Козлянинов, а Повалишин стал младшим флагманом эскадры, которая вскоре перешла в Кронштадт. На корабле "Три Иерарха" 22- 24 мая 1790 года Повалишин командовал авангардом в Красногорском сражении, за что был награжден орденом Св. Владимира 2-й степени. Возглавлявший кронштадтскую эскадру вице-адмирал А. И Круз писал в реляции от 25 мая: "При сем имею донести, что во все бывшия сражения контр-адмирал Повалишин отметил себя особливою ревностию, бодростию и усердием к службе".
После Красногорского сражения эскадра Круза соединилась с ревельской эскадрой В. Я. Чичагова. Шведский флот был заблокирован в Выборгском заливе. Адмирал Чичагов поставил Повалишину особую задачу - перекрыть западный выход из залива. Пять наших линейных и один бомбардирский корабль встали на этом фарватере. В тылу у Повалишина расположился отряд контр-адмирала П. И. Ханыкова из двух парусных и гребного фрегатов. Эти два отряда приняли 22 июня 1790 года основной удар решившегося на прорыв шведского флота. Только один из неприятельских кораблей попытался обойти русские корабли, но сел на мель. Остальные с упорством обреченных шли прямо по фарватеру, яростно отстреливаясь и атакуя русские суда горящими брандерами. Кильватерная колонна шведов пробивалась между кораблями "Всеслав" и флагманским кораблем Повалишина "Св. Петр". Остальные наши корабли - "Принц Густав", "Пантелеймон", "Не тронь меня" и бомбардирский корабль "Победитель" - Повалишин расположил так, что шведы попадали под огонь с разных сторон. Им удалось пройти сквозь этот огненный коридор только потому, что другие русские корабли пришли на помощь слишком поздно.
Пройдя отряд Повалишина, шведские корабли попали на фрегаты контр-адмирала П. И. Ханыкова. Те открыли такой огонь, что заставили шведов изменить курс, при этом несколько вражеских кораблей сели на мель. После полудня, когда шведский флот ушел в Свеаборг, стоявшие на мели корабли шведов спустили флаги.
Выборгское сражение стало последним и самым ожесточенным сражением парусных кораблей русско-шведской войны 1788-1790 годов. Корабли отрядов И. А. Повалишина и П. И. Ханыкова получили значительные повреждения в рангоуте, парусах и такелаже. Большие потери были в личном составе. За отличия в этом сражении 6 июля 1790 года И. А. Повалишина произвели в вице-адмиралы и наградили орденом Св. Георгия 2-го класса.
Указ о награждении гласил: "Во уважение на усердную службу и отличную храбрость и искусство, оказанные им в сражении с неприятелем 22 июня 1790 года, где он имея особый отряд в пяти кораблях и одном бомбардирском, выдержал жестокий огонь противу всего корабельного и гребного флотов шведских, мимо него проходящих, сохраняя вверенный ему отряд от брандеров, неприятелем пущенных, и действиями артиллерии своей поставил на мель многие корабли и другие суда шведские, в добычу доставшиеся". По окончании этой войны - 8 сентября 1790 года, он получил шпагу с бриллиантами и 600 душ крестьян в Полоцкой губернии "за похвальную службу и за храбрые и отличные его подвиги в сражениях".
Так адмирал Илларион Афанасьевич Повалишин стал владельцем этих земель. В народе он запомнился как очень добрым и щедрым к своим крепостным, он впервые основал больницу для своих крестьян, где лечил крестьян врач с дипломом. Здание больницы не сохранилось, но люди помнят об этом до сих пор. Теперь на этом фундаменте стоит школа.
Скончался Повалишин 4 апреля 1799 года в своем имении Повалишино. Считалось, что могила моряка затерялась.
В годы СССР деревню Повалишино объединили с д. Янковичи.